Рерих на Алтае

Музей Рериха на Алтае

Экспедиция Рериха на Алтай

В селе Верх-Уймон Усть-Коксинского района в Горном Алтае находится любопытный музей. Там есть возможность познакомиться с творчеством Николая Рериха, большую часть составляют копии его картин. Одни живописцы изображают какую-то одну среду, вот Айвазовский горел желанием изображать морские пейзажи. Он не представлял своего творчества без моря. А Рериха нельзя представить без горных ландшафтов. Этот музей располагается в прежнем доме В.С. Атаманова. Рерих был главным руководителем экспедиции в начале ХХ века, цель которой состояла в том, чтобы провести исследование малодоступных мест Алтая, Тибета, Китайского Туркестана. Летом 1926 г. имели место поездки в Горный Алтай. В доме зажиточного сельского жителя В. С. Атаманова в августе месяце проживал Рерих с его семьёй. На тот период времени это жилище являлось основным местом деятельности научной миссии. Там Рерих закончил написание статей его произведения «Община», одной из частей «Учения Живой Этики».

Музей Рериха на Алтае

Экспозиция музея Рериха

Музей знакомит с жизнью великого художника, с его семьёй. Елена Ивановна Рерих занималась написанием книг, хорошо играла на фортепиано.

В музее находится её портрет. Глядя на него, непросто понять, как такая интеллектуальная, тонкая женщина пережила тяжёлые испытания в период длительной поездки по Центральной Азии в компании с мужчинами. Свыше 7 тыс. картин написал Н.К. Рерих. Сын Юрий занимался востоковедением, владел 20-ю иностранными языками. Знание языков понадобилось во время миссии по Азии, доброжелательность и дар общения открыли для семьи вход в библиотеки древних книг и религиозных учреждений.

 

Святослав Николаевич, младший сын, любил писать более жизнеутверждающие красочные полотна, некоторые он посвятил Индии. Здесь имеются сведения о работе Центрально-Азиатской экспедиции, оказавшейся напряженной для семьи Рерихов в тяжёлые годы начала минувшего столетия, а также информация о тех, кто создавал музей. В начале осмотра показывают фотодокументы, на которых можно наблюдать реставрационные работы. Постоянно проводятся плановые экскурсии, возможен и индивидуальный осмотр.Чудь подземная картина Рериха

Оттуда картина Рериха

Странник Святого Града картина Рериха

Ойрот — вестник Белого Бурхана картина Рериха

Музейные выставки

Среди этих экспозиций работ Н.К. Рериха, особенно выделяется салон «Весть Красоты», объединивший живописные и поэтические произведения. Поэтесса Спирина Н.Д, пораженная невиданно великолепными картинами мастера, написала стихи специфичного вида — «стихи о картинах Рериха». Поэтесса живо проникла в контекст живописи художника, выразила свой восторг поэтическими строками. Аудитория подолгу задерживаются в выставочном зале, где звучат поэтические строки, помогающие им лучше понять то, что выражено на полотнах и получают огромное впечатление от совершенной гармонии живописных произведений и лирики.

 

Фотографии экспедиционной миссии — большая ценность документального свидетельства случаев, произошедших с художником, оказались на выставке благодаря контактам с Сибирским Рериховским Обществом и Нью-Йоркским Музеем Рериха. Во время путешествия фотомонтаж осуществлял главным образом его сын Юрий, запечатлев фотокамерой различные эпизоды путешествия, участников экспедиции, местных жителей и живописную природу. Всё полное собрание этих фотографий хранилось в запасниках музея в Нью-Йорке. Фотодокументы знакомят с далеким временем поездки на Алтай и позволяют разглядеть людей, которые познакомились с семьёй Рериха. Приехав на родину, потомки В.С. Атаманова удивились и обрадовались обнаружить на фотоснимках своих прародителей, они поведали о судьбе своих родственников. Другая выставка посвящена копиям фотографий, эскизов и акварелей Натальи Николаевны Нагорской, встретившейся в далекие двадцатые годы с Рерихом в Верхнем Уймоне. На её эскизах изображены интерьеры крестьянской избы, декор отделки помещений, образцы одежды староверов, а также старинная культовая литература. Данная экспозиция вызывает широкий интерес, так как относится к старообрядцам и их культуре, которую они заботливо сохраняют в течение многих веков.

 

Уникальный быт, костюмы староверов, вещи для содержания животных служат яркими иллюстрациями для экскурсоводов, рассказывающих о легендах и обычаях, о великолепии этих мест, об инициативе потомков, стремящихся внести этот старинный опыт в жизненную практику.

Музей Рериха на Алтае

Памятник Рериху на Алтае

Почти у самой высокой вершины Алтая горы Белухи находится уникальный музей, посвященный известному русскому художнику, мыслителю, путешественнику Николаю Рериху. Там можно непосредственно увидеть и почувствовать истоки вдохновения знаменитого художника и получить неизгладимые впечатления от посещения музея и прекрасной природы Алтая.

Экспедиция Рериха на Алтай

Создание музея Рериха

Сложившаяся жизнь хозяина дома оказалась нелёгкой. Его репрессировали, после этого дом хозяина был заброшен. В конце ХХ века его начали приводить в порядок. Фонд «Сибирского Рериховского общества» занялся реставрацией усадьбы и организацией музея. Теперь музей считается культурно-историческим центром на Алтайской земле. Он осуществляет большую просветительскую работу. В музейный комплекс входят нескольких построек: изба где Рерих жил и работал с семьёй, беседка с работами художников Алтая, где приобретают книжную продукцию об Алтае и о Рерихе и здание, где размещаются экспонаты археологических экспедиций в Горном Алтае. Там проходит просмотр документальных кинофильмов о жизни и деятельности Н.К. Рериха как на русском, так и иностранном языках. Там же расположен аил - типичное жилище алтайцев. Работает цех, где производятся и продаются деревянные и каменные поделки, предметы декоративно-прикладного искусства. Жизнь музейного комплекса Н.К. Рериха влияет на персонал и местных сельских жителей. Здесь приобщают детей к народному творчеству – учат расписывать поделки, заниматься основами деревообработки. Здесь также имеется цех по обработке камня. Фонд «Сибирского Рериховского общества оказал помощь в проведении обновления сельского дома культуры. Там занимается много самодеятельных творческих групп.

Экспозиция музея Рериха

О картинах Рериха

Просмотр произведений Рериха, создаёт впечатление, как будто посетитель только что побывал на горных тропинках и все еще полон впечатлением от увиденного. Образуется непосредственный контакт человека с миром, отображенным на полотне. Такой эффект, что человек лично наблюдал эти удивительные закатные и рассветные краски, необычные узоры горного рельефа, складывающегося в лик или силуэт человека. Верится, будто бы горные духи в любой момент оживут и начнут свое колдовство. По тропам, где проходил Рерих, в настоящее время организовано много туристических маршрутов. Среди людей, посетивших эти места, встречаются и те, кто ищет дорогу в «Шамбалу» и просит продать им точную карту маршрута. Трудный вопрос! В «Шамбалу» попасть можно. Но путь туда не по земной поверхности. Туда ведет бескорыстный труд на благо общества, непрестанное самосовершенствование, следование моральному долгу, единому для всего человечества, независимо от религиозных взглядов и обрядов. Святослав Рерих считал, что с каждым новым днем мир должен становиться лучше, чем вчера. Действительный путь идет через священное Беловодье. Для этого сердце должно быть добрым, надо развиваться и забыть о невоспитанности. Показать туда дорогу вряд ли возможно. Каждый должен сделать это самостоятельно.

 

С.Н. Рерих, упоминая о выставочных работах, постоянно вспоминает важные культурные мероприятия, которые знакомят и вдохновляют множество людей. Искусство положительно влияет на духовный мир человека, помогает раскрыть творческие способности. Н.К. Рерих много думал об Алтае до того как он побывал там, и гораздо позднее. Его картины отображали историю Алтая и надежду на его процветание. В качестве учёного, Рерих исследовал природные ресурсы и предвидел особые археологические и геологические находки.

 

Будучи гуманным человеком, он верил в расцвет культуры алтайского народа. Те, кто приходят в музей, хотят в первую очередь увидеть картины, посвященные Алтаю. Свидетели вспоминают, что Рерих всегда был с мольбертом и в любую свободную минуту делал зарисовки во время своих походов. В доме Атаманова жители села видели множество картин с горными пейзажами. Экспозиция на алтайскую тему представляет сюжеты Рериховских картин, мотивы которых заимствованы из древних сказаний алтайского народа. На нескольких из них стоит остановиться. Старовер однажды рассказал художнику о древнем народе, о его свободолюбии, о том, что этот народ скрылся под землей, сохраняя свою свободу. Старовер даже указал на старейшие могильники, куда, по его мнению, скрылся этот святой народец. В финале своего пребывания в этой поездке живописец создал полотно под названием «Чудь подземная». Слово «Чудь» означает «чужой», то есть этот святой народ, был чужим для этих мест, никто не знал о нем. Но коренные жители Уймона связывали значение этого слова с чудом, с чем-то необычным и поразительным. Полотно под названием «Оттуда» (1935 – 1936) было написано под влиянием сказания о волшебном крае «Беловодье». Старожилы вспоминают, что родные Атаманова и Огнёва шли на поиски Беловодья. Особые пути через горы Кокуши, через Богогорше, через Ергор. Незнающие дороги, пропадают в озерцах, в бескрайней тайге. Говорят, что обитатели Беловодья иногда появляются на земле, используя особенные проходы в горах. Как-то видели женщину Беловодья, вышедшую на поверхность. Она отличалась от коренных жителей высоким ростом, тонкой фигурой, смуглым ликом. Оказывала помощь нуждающимся людям, а потом возвратилась обратно под землю. По-видимому, появилась эта женщина из того чудесного мира, о котором мечтали местные жители. Так и называлась одна из картин «Странник Светлого Града», очень похожая по содержанию с легендами о Шамбале и Беловодье.

 

Путь к совершенству и жажда открытий призывают людей отправляться туда, ничто не может их заставить отказаться от их решения. Картина «Ойрот — вестник Белого Бурхана» (1925) отражает сказание и истинные перепития 20 столетия и стала символом появления нового верования — бурханизма. Николай Рерих в произведении «Сердце Азии» повествовал о молодой ойротской девушке, которой привиделась следующая картина. Сам Ойрот появился верхом на лошади на её глазах и объявил себя благовестником Белого Бурхана, утверждавшим скоро должен появиться сам Бурхан. Надо ожидать этой встречи, для этого нужно вести благочестивую жизнь, благодаря этому будет воздвигнуто прекрасное завтра. Хан Ойрот – один из потомков Чингизхана. Его недруги, одержавшие победу над ханом, внезапно исчезли со своими соратниками, с обещанием возвращения, когда произойдут изменения в конфигурации Белухи. С особым вниманием публика воспринимает всё, связанное с краем, удивительно то, как своим мастерством Рерих отобразил сказания, хорошо известные местным жителям.

Салон Весть Красоты

Фотоархив Рериха

Открытие музея Рериха

Село Верх-Уймон (в переводе с алтайского "оймон" - "десять моих мудростей") основано в XVIII веке. В ХХ веке было переименовано в Усть-Коксу. По инициативе знаменитой поэтессы Натальи Спириной был открыт музей известного художественного мастера и мыслителя. Сразу после этого началась кампания по привлечению средств для создания музея. Отозвались на этот призыв люди из Сибирского региона, а также центра России и зарубежных стран. Музей оказался расположенным в прежней избе богатого крестьянина Варфоломея Семеновича Атаманова, является отделом национального музея на Алтае. Это русская изба, состоящая из трех частей. Теплая изба, сени и холодная клеть. Изба Варфоломея Атаманова сильно пострадала от времени, её демонтировали, отделяя по бревну, и отстраивали вновь, ориентируясь по фотоснимкам и записям. Оставшиеся подлинные брёвна, подоконники и рамы были использованы во время реставрации здания.

 

Хозяин этого дома, Варфоломей Семенович Атаманов, отрытый просвещённый зажиточный человек. Он совсем не был религиозным фанатиком, как обычно, представляют староверов. За весь период староверских заимок от Сибири до Латиноамериканской страны (Аргентины) их уважают исключительно за их самобытный образ жизни по законам, приносящим пользу обществу. Провожатым Рериховского путешествия оказался Варфоломей Атаманов, проводив путешественников до Бийска, он возвратился домой, отказавшись следовать с экспедицией дальше. Туристы, приезжающие на Алтай для знакомства с уникальной красотой Алтайских гор, могут получить огромные впечатления, посетив музей Рериха, воспевшего таинственное великолепие этого места.

  • Отдых в горном Алтае на Чемале

    Отдых в горном Алтае на Чемале

    Алтай славиться своими живописными видами, свежим горным воздухом и красивыми реками. Поэтому не удивительно, почему каждый год столько людей отправляется на отдых в Горном Алтае на Чемале...

    Подробнее...

     
  • Республика Алтай

    Республика Алтай

    Основная и главная отрасль экономики в Республике Алтай, которая расположена в Сибирском федеральном округе, является туризм. В течение года более миллиона туристов посещают эти места. И если вы до сих пор...

    Подробнее...

Возникли вопросы?
Мы вам перезвоним!

Наишите телефон